Общие вопросы > Вести с регионов

История спаниелей в Поволжье.

<< < (2/12) > >>

Shirshikova:
Пигулевский Владимир Павлович (1937-2006)
Образование - высшее техническое. Охотничий стаж - с 1955 года. Окончил курсы кинологов при Ульяновском ОООиР в 1977 году. С 1981 года - эксперт II,I категории по породам и испытаниям легавых..С 1987 года - эксперт II категории по породам и испытаниям лаек. Заводчик породы  спаниелей, шотландского сеттера, курцхаара. Внес весомый вклад в охотничье собаководство Ульяновской области


Романов Виктор Николаевич (1929-2004)
Образование высшее. Инженер-механик. Охотничий стаж - с 1946 года. Окончил курсы кинологов при УОООиР в 1977 году. С 1986 года - эксперт II категории по породам и испытаниям легавых и спаниелей.. Заводчик шотландских сеттеров (гордонов).  Порой количество гордонов у Романова доходило до 5-6 собак.
Романов В.Н. внес весомый вклад в развитие шотландских сеттеров в Поволжье. На любой выставке Повожского региона можно было увидеть гордонов романовского разведения

Прокофьев Игорь Федорович (1928-1998)
Образование высшее, окончил Московский пушно-меховой институт. Охотничий стаж с 1948 года. Эксперт с 1957 года.: легавые - II категория -породы и испытания; спаниели - II категория - породы и испытания. Занимался разведением английских и шотландских сеттеров, спаниелей, курцхааров. Член Бюро  экспертов Ульяновского ОООиР. Много лет работал в комиссиях, вел экспертизу Ульяновских областных выставок охотничьих собак. Длительное время работал директором магазина "Охотник и рыболов" Ульяновского ОООиР. Внес  немалую лепту в развитие охотничьего собаководства области.

Shirshikova:

Может есть у кого фото  раритетные?? Попросим у админа создать на сайте МУЗЕЙ

Shirshikova:
Брагин Альберт Михайлович (1933 - 2014)
Образование - высшее техническое. Окончил экстерном курсы кинологов при Ульяновской ОООиР (1977). Эксперт всероссийской категории по породам и испытаниям легавых, эксперт 1 категории по породам и испытаниям спаниелей и ретриверов. Эксперт II категории по породам и испытаниям гончих, Эксперт II категории по породам норных.  Судья и РКФ-ФЦИ по рабочим качествам легавых, спаниелей, ретриверов, гончих,  Судья - экзаменатор РКФ по всем охотничьим породам


Иванов Андрей Сергеевич (1951-2009).
С 1981 по 2009 год начальник Госохотинспекции Главохоты РСФСР по ЧР, впоследствии переименованную в Управление охотничьего хозяйства Минсельхоза РФ по Чувашской республике.
Первое, что сделал Иванов на своем посту, то добился разрешения на открытие летней охоты с легавыми и спаниелями на две недели раньше общих сроков охоты на болотную, полевую и боровую дичь. Вскоре его примеру последовали и руководители Госохотслужб всех соседних регионов Поволжья.

Shirshikova:
Общая история русских спаниелей выложена здесь https://forum.spaniel-volga.ru/index.php?topic=671.0
А разговор о спаниелях Поволжья можно продолжить. Надеюсь. что откликнутся спаниелисты Самары, Саратова, Нижнего Новгорода............ :friends:



                       Предыстория, или как у меня появился русский спаниель.

      На втором курсе института подруга познакомила меня со своим старшим братом. Подруга была местная, брат, естественно, тоже. Галка, так звали подругу, училась в параллельной группе и объединяло нас общее хобби – горные походы, тренировки, воскресные вылазки на турслеты. К тому же она была охотником!! Брат тоже был охотником, он и приобщил сестру,  и у него был русский спаниель!!!  Коричнево- пегий  спаниель по кличке Джой был найден на улице уже взрослым, был принят в семью и пристроен к охоте. Высоконогий, статный, с  гладкой шерстью, красивой головой и длинными ушами Джой искал птицу челноком, садился при взлете и подавал в руки. Уже сейчас, перебирая в БОС родословную своего кобеля и наткнувшись в 7-м колена на  «Лорд 2128/с Рогинский В.В. Москва»,  я вспомнила командира стройотряда, с которым я ездила на Целину, преподавателя Рогинского Валерия Владимировича. Командир любил рассказывать про охоту, в Москве у него жил брат , то ли родной, то ли двоюродный, тоже охотник, у которого был русский спаниель. Пазл сложился через 30 лет. Джой был спаниелем московского разведение, к тому же натасканным и поставленным. Любовь москвичей того времени к коричнево-пегим спаниелям, хорошие задатки, отличный экстерьер – ошибки быть не может.
       Джой прожил в семье 9 лет. Когда мы с Галкой вернулись с зимней практики, Джой умер. Плакала вся семья. Спаниели тогда в городе были редкостью и щенка приобрести было трудно. На следующую практику мы с подругой уехали в Ульяновск. В Ульяновске не сговариваясь пошли в охотобщество к кинологу - «есть ли у вас сейчас подрощенные щенки или кто-то продает взрослую собаку?».  Продавали полуторогодовалого кобеля, черного, с седой грудью, лохматого, как медведь. Хозяин разочаровался в спаниелях и хотел взять лайку. Купив Тома, мы дали телеграмму брату Галки «встречай в аэропорту». Брат пришел нас встречать и, увидев спаниеля, схватился за сердце.
        Мне подарили первого щенка от Тома, когда я заканчивала институт. Тома нашла невеста, приобретенная в Пятигорском питомнике УВД по великому блату. Ружье было куплено уже в Ульяновске.

                              Из  истории ульяновских РОСов.
            (По материалам архива Ульяновской ООООиР и исследования БОС, а так же по личным воспоминаниям.).

       Начнем с Самары, как самого крупного и ближайшего соседа Ульяновска.   Все ульяновские спаниели прошлого века неразрывно связаны с Самарой. С 1928 по 1944 гг. Ульяновская область входила в  состав  Средневолжской области, затем Куйбышевской области.
      Первые спаниели, зарегистрированные   в Самарской губернии,  появились на Выставках, проводимых Самарским Промышленным Кооперативом –«Товарищество Охотников» в 20-х годах прошлого века, и являлись спаниелями, оставшимися «после господ» и их потомками. В каталоге Выставки собак 1927 года есть несколько собак, отнесенные к группе  «спаниели».
        Во время Великой Отечественной войны в Поволжье были эвакуированы из Москвы промышленные предприятия – автомобильный завод (ЗИС), приборостроительный завод. Вместе с эвакуированными сотрудниками завода, их семьями, приехали в Ульяновск и спаниели. После ВОВ спаниелей привозили офицеры, служившие в Германии. В то время в Ульяновске базировался большой гарнизон и было четыре военных училища. Офицеров было достаточно. На 2-й Ульяновской областной выставки охотничьих, служебных и сторожевых собак в 1948 году были представлены два спаниеля – один вывезен из Германии, второй – рожденный в Ульяновске. На каждой следующей выставке были представлены спаниели, как вывезенные, так и рожденные в области. В конце 40-х спаниели появились в Мелекессе (Димитровград). Их было немного, единицы, но они были всегда.
        В Куйбышеве  (так с 1935 по 1991 года называлась Самара) в 60-х годах преобладали спаниели ( они уже назывались русскими охотничьими спаниелями)  московских кровей, предками которых  был РОС Чарли московского эксперта Дмитриевского В.Т. , а в энном колене у тех собак были все те же Альба фон Блюменталь и Цезарь фон дер Шмиха – основатели породы русских охотничьих спаниелей. Их потомки в тех же 60-х годах оказывались в Ульяновской области. Они и заложили местную популяцию русских охотничьих спаниелей. Так же в обоих городах были потомки питомника «Красная Звезда», где проводилась работа с новой породой – русский охотничий спаниель.
        В Ульяновске секция подружейных собак (легавые, спаниели) образовалась в 1987 году при тогдашнем Председателе Ульяновского Областного Охотобщества - Лычкине Игоре Дмитриевиче. Лычкин И. Д. привез своего первого спаниеля из Ленинграда еще в 1975 году.  Его Дези – от ленинградского Дарика (Черкасова). Другой  потомок  Дарика - Лоренц-Фош является предком большинства саратовских спаниелей.  В последующем у Лычкина И.Д. был еще один спаниель.  Спаниелей в Ульяновск и область привозили из соседнего региона - Самары (тогда Куйбышева) и из Москвы. Были спаниели из  Волгограда (От Тома Юшина), потомками через Самару попавшие в Ульяновск. Таков  был Байкал III Чурбанова.  Но в основном спаниели были уже местного разведения. 
       Собаки использовались в основном при охоте на утку.
      Наличие экспертов-спаниелистов (Прокофьев И.Ф., Романов В.Н., Пигулевский В.П.,) которые также были экспертами по легавым, позволяло проводить испытания подружейных собак регулярно. Эксперты спаниелисты -легашатники  проводили испытания не только по утке, но и по болотно-луговой дичи, которой тогда много было в пойме реки Свияги. А на областных выставках 70-80-хх годов было представлено по 30  и больше русских спаниелей. В то время был расцвет охотничьего собаководства в Ульяновской области. Даже в начале 90-х годов на рингах спаниелей были представлено до 20 собак.  В те времена  попасть в охотничьи угодья  с собакой можно было на общественном транспорте - трамвае и автобусе, т.к. черта города заканчивалась у трамвайных путей, а охотничьи начинались; практически в черте города можно было охотиться на водоплавающую дичь на реке Свияге. Собаки того времени  были с крепким костяком, хорошо одетые. Из недостатков можно было отметить у них не идеальный шерстный покров  - неплотно прилегающую и излишне развитую шерсть.  Несколько ульяновских спаниелей от известных ульяновских РОСов – Байкала III Чурбанова и Дины Герасимова  уехали к охотникам на Северный Кавказ в период 1985- 1990 гг.
       Положение г. Димитровграда (до 1972 года – Мелекесс) – 90 км от Ульяновска, 140 км от Самары – как бы посередине по федеральной трассе между двумя городами - позволяло охотникам города приобретать собак как в областном центре, так и с в соседней Самаре (Куйбышеве). Так же спаниели вязались с производителями из Самары и из Ульяновска. Затем некоторая территориальная ограниченность и наличие участка натаски на Черной речке, где проводились все испытания спаниелей области в то время, позволила охотникам Димитровграда не ездить далеко на вязки и полевые мероприятия. Популяция спаниелей Димитровграда всегда была достаточно большой, но ограниченной территорией +/- 100 км для поездки на вязку, а то и совсем все вязки происходили в Мелекесском районе. Поэтому  с конца прошлого века сохранилось некое «гнездо» популяции без прилива крови извне. Мелекесских кобелей использовали для вязок самарских сук.  В 90-х годах в Димитровград привезли Боди-Амелию, московскую суку. Т.К. при записи в ВПКОС ее потомка ее записали Боди-Алемией  и Боди-Аламией (простая грамматическая ошибка), то проследить ее предков нет возможности. Но ее потомки Бакс Опольновой  и Бари Панкрушина есть в родословных как димитровградских, так и самарских собак.
        В 1992 году кинолог Самарского областного общества охотников и рыболовов Ляховская И.В. приобрела в Москве суку РОС Дези, которая была потомком известных московских собак, так называемых «три Д» – Дэвис (Тарасишин), Дэмис (Пашковская), и Далек (Вагин). Несколько удачных пометов от этой суки с самарскими кобелями слегка разбавили генофонд местных спаниелей. Несколько собак попало в Димитровград. И все продолжилось в том же духе – вязки внутри городской популяции, испытания на Черной речке возле Димитровграда. 
       К началу  2000-х годов в связи с политическим и экономическим кризисом популяция ульяновских РОСов сошла на нет. А спаниели Димитровграда, наоборот, набирали популярность. С мелекесскими кобелями продолжали вязать самарских сук. Именно так появился Бакс Опольновой и Дэн Попредкина – собаки, которые есть в родословных всех местных спаниелей. Собаки зачастую находились у сельских охотников, значит точно работали. Алгоритм разведения – выставочная оценка + полевой диплом – применялась ко всем собакам, эксперты проживали в Димитровграде и ближайших населенных пунктах. Поэтому щенков с удовольствием брали охотники области и ближайших регионов. Крови мелекесских спаниелей в РОСах Пензы, Самары, Чувашии, Кирова.  Собаки были не всегда экстерьерно хороши, несколько старотипные – коротковатая морда, бочкообразная грудь, небольшая высокозадость у сук, но это были рабочие собаки. Т.Е. разведение шло по рабочим качествам, об экстерьере мало задумывались.
       В 2008 году на областной выставке охотничьих собак в Ульяновске было экспонировано три спаниеля – РОС Бакс , вывезенный из Ставрополя, и две лещеватые «диванные» суки с документами РКФ.  Зато в том же году на испытаниях на озере Жилом собралось больше десятка спаниелей из Димитровграда и Самары. В 2009 году на областной выставке в Ульяновске спаниелей было 2.   Работу со спаниелями в ульяновской секции пришлось начинать заново.
         В 2010 году в секции было четыре племенных собаки (Астра-Брутт, Пестрик, Бернар и Рута), в 2012 – 6 собак, в 2014 – 11 собак, 2016 – 15 собак. При этом только две собаки – Бернар Удалого и Альба Малеева – потомки Бакса Опольновой, Байкал III Чурбанова и Дези Ляховской – были местного, димитровградского разведения. Рута (Джанджгава) привезена из Нижнего Новгорода, Астра-Брутт и Пестрик – из Ставрополя. Удачные вязки саратовских кобелей с нашими суками (Альбой Малеева и Радой Власова) в 2012 -2014 гг. позволили существенно улучшить экстерьер наших собак, избавиться от недостатков местного разведения (короткие морды, прямой постав задних конечностей, высокозадость у сук). Полевые же качества местного поголовья были сохранены и улучшены, улучшился контакт и уравновешенность. Благодаря этому половина потомков подтвердили свои рабочие качества.
        С 2012 года по 2020 год в секции подружейных собак Ульяновской ООООиР зарегистрировано 40 пометов русских охотничьих спаниелей. А это примерно 300 собак. Сейчас в секции  собак, зарегистрированных в обществах охотников и охотничьих клубах, имеющие оценку экстерьера и полевые дипломы, около полусотни. В три раза больше русских спаниелей, которые не посещают выставки и полевые испытания,  с которыми просто охотятся.  Хотя полевых мероприятий в области проводится достаточно,  команда УООООиР периодически выезжает на Всероссийские состязания и состязания в соседние регионы. Проводятся состязания в Ульяновской области. Появились Полевые Победители и Полевые Чемпионы – ПЧ. ПП Бернар Удалого  и ПП Альба Малеева, Чемпионы выставок. Акцент с утиной охоты сместился в сторону полевой. Все больше охотников используют своих русских спаниелей для охоты на перепела, коростеля, куропатки и вальдшнепа.  Все меньше остается чисто «утиных» собак. За 10 лет значительно улучшился экстерьер. Теперь отличить собак ульяновских от димитровградских и самарских можно по экстерьеру сразу. Хотя, нельзя уже назвать собак «самарскими» и «димитровградскими». С экстерьерными и рабочими саратовскими кобелями активно вязали самарских сук, а их щенки попали в Димитровград. Так что общие родственники встречаются во всех городах. В настоящее время спад работы со спаниелями идет в Димитровграде - местные охотники увлеклись континентальными легавыми, участок натаски на Черной Речке закрыт.
     Изменения Правил РОРС требуют более жесткого отбора племенных производителей. Да и выбор и доставка щенков сейчас много лучше и больше прошлого века. Наши щенки уезжают в ХМАО и ЯНАО, а к нам привозят русских спаниелей с Севера и Сибири из-за естественной миграции населения – смены работы.
     Каким будет РОС через 10 лет?? На этот вопрос сейчас трудно ответить. Будет ли он «утиный», «полевой», красивый, крепкий…… Надеюсь, что он будет рабочим и соответствовать стандарту.

Алла А:
 :good:

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии