Автор Тема: Валов Н. А. Спаниель вчера, сегодня и завтра. "Охота и охотничье хозяйство"1972,  (Прочитано 2099 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Иваныч

  • Посвященный
  • ***
  • Сообщений: 220
  • Репутация +2/-2
  • Пол: Женский
  • Spaniel-volga.ru
  • Ваше авто: Раз
Валов Н. А. Спаниель вчера, сегодня и завтра. Журн."Охота и охотничье хозяйство"1972,№ 4

         Нам трудно согласиться с мнением А. Ливеровского, что спаниелю в будущем уготовлена лишь участь так называемого борца с «самотопом». Нет, эта порода прочно и надолго завоевала сердца советских охотников. Достаточно вспомнить цифры, приведенные в таблице 3 статьи И. Куприянова и Э. Шерешевского «У столичных собаководов» («Охота и охотничье хозяйство» № 12 за 1970 г.), чтобы наглядно увидеть, кому принадлежит будущее среди собак, применяемых на охоте по пернатой дичи. Вот они, эти цифры: из 1711 подружейных собак, в число которых входят пойнтеры, сеттеры всех пород, немецкие легавые и спаниели, зарегистрированных в МООиР в 1969 г., спаниелей было 515, т, е. 30%. А в 1970 г. процент зарегистрированных спаниелей в этом же обществе охотников по отношению ко всем подружейным собакам составил уже почти 40%.
         Большой любовью пользуются спаниели и среди зарубежных охотников. В Англии, например, имеется несколько клубов, объединяющих любителей этой породы собак. Работают такие клубы и в Венгрии, Голландии, Италии, Франции, ФРГ, Чехословакии, Швеции и ряде других стран. А в ФРГ даже издаётся журнал «Охотничий спаниель».
         Объясняется такой интерес к этой породе довольно просто универсальностью спаниеля. Она заключается не только в том, что спаниеля с успехом можно применять на охоте по всем видам пернатой дичи (в некоторых странах спаниель участвует и в зверовых охотах), но и в том, что эту собаку можно применять на всех широтах — от Крайнего Севера до южных субтропиков. Немаловажный фактор популярности спаниеля его небольшой рост, что в условиях растущих городов имеет весьма существенное значение для содержания в квартире и перевозки в городском и пригородном транспорте, а также и его красивый внешний вид.
         Так давайте поговорим об этой популярной породе, о ее перспективе и возможных изменениях в экстерьере.
         Но для того чтобы предвидеть будущее, надо знать прошлое. Спаниель - порода охотничьих собак, история развития которой насчитывает вот уже более 10 веков (первое упоминание о спаниеле находят в 948 г. нашей эры в законах короля Южного Уэльса - Наульса Доброго)
         Посмотрите на рисунок (фото 1), взятый из Парижской рукописи Минезенгиров, относящейся к XIII столетию. На нем изображена соколиная охота со спаниелями (в то далекое время хвосты, видимо, не купировались), которых применяли для розыска птиц и подъема их на крыло. Соколиная охота, как известно, получила наибольшее распространение в эпоху расцвета княжеских династий, а пошла на убыль с момента изобретения огнестрельного оружия. Ружья, вытеснившие лук и соколов, оставили на время, так сказать, без работы далеких предков современных спаниелей. Но благодаря своей красивой внешности, послушанию и ласковому характеру они выжили, как порода, найдя приют в домах дворянства, как комнатно-декоративные собаки, уступив место на охоте легавым собакам. Однако этот период временного бездействия был сравнительно недолгим, так как охотники скоро поняли, что отстрелять дичь, особенно водоплавающую, вовсе не означает взять ее в руки. И спаниель вновь занял на охоте свое место, вначале только как подающая собака. Постепенно англичане пришли к выводу о незаменимости спаниеля при охоте и в густых зарослях, а затем в лесу и в поле.
         В России до революции спаниели были весьма малочисленны. После революции на выставках до 1947 г. количество спаниелей редко превышало 10 экземпляров. Но в 1947 г. в Ленинграде было выставлено уже 47 собак. Однако выставлявшиеся в Ленинграде и в Москве спаниели были весьма разнотипны, и каждый тип не был столь многочисленным, чтобы можно было вести его в чистоте.
         Сегодня у нас в стране, несмотря на очень короткий срок I для становления новой породы - менее 25 лет, порода спаниелей вполне сформировалась. Правда, внутри породы есть еще некоторые отклонения от стандарта, что затрудняет судейство на выставках и особенно тогда, когда экспонируются собаки из разных городов. Сгладить эти различия, вот основная задача, стоящая перед многочисленными любителями этой породы.
         История развития спаниеля накладывала определенный отпечаток на его экстерьер. Наиболее красивого внешнего вида спаниели достигли в период, когда их надобность на охоте отпала, и они стали простым украшением дворцов и замков. На картине Пауля де Воса, написанной в начале XVII века и хранящейся в музее Антверпена, изображены три весело резвящихся и распугивающих куропаток спаниеля. Охотников на картине нет, собак, вероятно, просто выпустили на прогулку. Охота с соколами ушла в прошлое сравнительно недавно, у спаниелей не притупилось чутье и еще не стали такими длинными уши и уборная псовина, как на картинах более поздних художников. Примером может служить спаниель, изображенный Яном Вениксом (1691 г.) на картине «Охотничьи трофеи» (Государственный Эрмитаж).
         Таким образом, длинные уши и большая уборная псовина спаниелей скорее были данью эпохе, нежели необходимостью на охоте. С того времени, когда спаниель приобрел длинный украшающий волос, прошло немало лет и даже веков, но и сегодня о длине его волос продолжаются словесные баталии между спаниелистами.
         Несмотря на то, что первый стандарт на спаниеля был утвержден первым кинологическим съездом в 1925 г. как на кокера, нельзя не сказать о нем несколько слов. Этим стандартом не была оговорена высота собак в холке и индекс растянутости. О голове было сказано: «...сухая, красивого очертания. Резко определены надбровные дуги. Перелом не слишком резко выраженный». Об ушах: «Прилегающие к щекам, не длиннее, чем до конца чутья (при вытягивании)». И про псовину: «...плоская или слегка волнистая, шелковистая, умеренной длины». Еще один стандарт на спаниеля, но опять же кокера, был принят Всесоюзным кинологическим совещанием в ноябре 1939 г. Этот стандарт отличался от первого в основном тем, что в нем были оговорены не только рост спаниеля 30-35 см, но и его вес 10—12 кг. В то время хвост у спаниелей купировался на 1/4.
         1951 г. следует считать годом рождения «русского спаниеля» — именно ТОГДа на него был утвержден стандарт, который затем с некоторыми изменениями переутверждался в 1959 г. Наконец, последний стандарт вышел из печати в 1969 г. Анализируя эти три стандарта и учитывая полевые качества этой породы, мы и позволим себе сделать некоторые выводы о дальнейшем развитии спаниеля.
         Представьте себе, что на ринге два спаниеля, у одного из которых при всех прочих равных условиях ухо длиннее, скажем, на 2 см, чем это предусмотрено стандартом, а у другого настолько же короче. Какого из них поставить впереди? Не зная пути, по которому идет сейчас порода, трудно решить этот вопрос, так как в том и в другом случае налицо равное отклонение от стандарта.
         При решении этой задачи необходимо исходить, прежде всего, из того, что спаниель - собака охотничья, хотя ни для кого не секрет, что ее и сейчас довольно часто приобретают не охотники, превращая в так называемую «диванную собачку». А кто из охотников станет всерьез утверждать, что длинное ухо на охоте лучше более легкого? Вряд ли найдется такой. Разговор о том, что более длинное ухо лучше закрывает ушную раковину собаки, когда она плывет,— беспочвен: стоит только взглянуть на плывущего спаниеля с распластанными по воде ушами, чтобы понять всю абсурдность этого разговора. Кстати, у лайки, которая тоже неплохо плавает и даже ныряет, уши вообще не закрывают ушных раковин. Тот, кто охотился со спаниелем, знает, сколько мучений причиняют собаке набивающиеся в шерсть на ушах и превращающие их в «валенок» сорняки, а его владелец затрачивает немало часов на их вычесывание.
         О медленном, но верном изменении отношения охотников к длине уха говорят и все три, последние стандарта: 1951 г.— «...висячие, неподвижные, на вид тяжелые. Вытянутое ухо не должно заходить за мочку носа»; 1959 г. — «...висячие, длинные, широкие, относительно тяжелые (Сравни с 1951 г.— «тяжелые»). Конец слегка вытянутого уха должен доходить до переднего края мочки носа»; 1969 г. — «конец слегка вытянутого уха должен доходить до мочки носа» (сравни с 1959 г. —«... до переднего края мочки носа»). О тяжелом ухе в стандарте 1969 г. сказано, что оно считается пороком. Вот так жизнь, а точнее практика охоты, внесла свои коррективы в стандарты.
         То же самое можно сказать и об уборной псовине. Правда, некоторые охотники перед началом охотничьего сезона стригут своих питомцев почти наголо, вот и выходит, что длинный шерстный покров нужен в основном для выставок, а не для охоты. Вероятно, мы не ошибемся, если скажем, что у спаниеля будущего уборная псовина станет несколько короче, чем сейчас.
         Рост спаниеля, по нашему мнению, должен остаться таким же, какой он есть сейчас, при том же индексе растянутости, обеспечивающем спаниелю на поиске легкий галоп и необходимую выносливость. Сложение спаниелей должно остаться крепким, таким, каким оно предусмотрено всеми тремя стандартами. Здесь уместно будет сказать, что в некоторых обществах охотников, например в Ленинградском, наметилась тенденция к значительному облегчению спаниеля, т. е. утончению костяка, а следовательно, и к ослаблению мускулатуры. С точки зрения охоты, это вряд ли целесообразно, так как спаниель- собака и без того небольшого роста и ослабление костяка будет сказываться на снижении ее работоспособности.
         Голова спаниеля также не должна претерпеть каких-либо существенных изменений. Говоря о голове, нельзя умолчать об ошибке Московских спаниелистов, у которых на ринге иногда появляются собаки с довольно широкими лбами и несколько куполообразными и тяжеловатыми головами. Хотя из-за этого недостатка и не снижаются охотничьи качества собаки, но, тем не менее теряется общая пропорциональность. Путем целенаправленной племенной работы эта ошибка должна быть исправлена и чем быстрее, тем лучше.
         Несколько слов об окрасе спаниеля. Он, как известно, предусматривался всеми предыдущими стандартами и утвержден на сегодняшний день от одноцветного (черный, рыжий, коричневый) до трехколерного, и нет никакой необходимости придерживаться при разведении этой породы собак принципа подбора nap no окрасу.
         Итак, каким же нам видится спаниель — основная подружейная собака будущего? Рост — 36—44 см; индекс растянутости около 115; шерстный покров — гладкий, умеренно длинный; уши — на 1—2 см не достают до мочки носа. Все остальные стати собаки, вероятно, почти не претерпят заметных изменений.
         Конечно, мы не имеем в виду, что таким спаниель будет буквально завтра, но уже сегодня при ведении племенной работы, а также судействе на рингах, особенно средней и младшей возрастных групп, кинологам и судьям необходимо учитывать происходящие в породе (пусть на первый взгляд едва заметные) изменения, направленные на дальнейшее улучшение ее охотничьих качеств.
         Положительную роль в деле становления спаниеля (однотипного) на всей территории нашей страны должен сыграть и обмен лучшими производителями между обществами охотников, а также отправка щенков на периферию только от высококлассных производителей.

https://www.booksite.ru/hant/1972.htm